Профсоюза работников образования и науки РФ

Краснодарская краевая территориальная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Общероссийский профсоюз образования



Газета


Обзор печати с 24 по 30 октября 2016 года

Всероссийский съезд работников дошкольного образования

 

     24 октября 2016 года в Красногорске Московской области прошел очередной Съезд работников дошкольного образования, который собрал более 1000 педагогов и воспитателей дошкольных учреждений, представителей научной, педагогической и родительской общественности, а также региональных органов управления образованием.

    Открыли пленарное заседание заместитель председателя Правительства России О.Ю. Голодец и губернатор Московской области А.Ю. Воробьев

     «За три года создано более 1,36 млн. мест в дошкольных учреждениях», – напомнила О.Ю. Голодец. По словам вице-премьера, растет и абсолютное число дошкольников, так, «за год оно увеличилось почти на 200 тысяч детей по стране».

    Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева в своем выступлении рассказала о доступности детских садов, дошкольном воспитании, оснащении детсадов, а также о принятом в 2013 году федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию.

    «Нам очень важно, как родители приняли переход на новый образовательный стандарт для дошкольных учреждений. На сегодняшний день статистика достаточно внушительная: 89% родителей России приняли этот переход очень положительно и позитивно отзываются о начале действия стандарта», – отметила Министр.

    Кроме этого глава Минобрнауки России представила данные по созданию дошкольных групп при вузах. «У нас есть регионы, в которых открыты дошкольные учреждения при вузах, и таких вузов 27», – уточнила О.Ю. Васильева.

    Глава ведомства напомнила, что федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет открывать дошкольные группы при разных образовательных организациях, включая вузы, и, по мнению Министра, это положительный опыт, который необходимо анализировать и продолжать. Так, Минобрнауки России направило в регионы методические рекомендации с разъяснениями, как создавать дошкольные группы при высших учебных заведениях.

    Заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования М.В. Авдеенко в своем выступлении отметил, что “проведению подобных съездов предшествовал первый Всероссийский форум работников системы дошкольного образования, организованный в 2009 году при активном участии Профсоюза. Именно тогда нами были предложены те подходы к регулированию системы оплаты работников дошкольных учреждений, которые затем легли в основу «майских указов» Президента РФ и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

    Помимо пленарного заседания участники обменялись опытом и обсудили самые актуальные вопросы дошкольного образования на четырех секциях Съезда. Воспитатели и педагоги рассмотрели подходы к организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, содержание, повышение доступности и качества дошкольного образования, подготовку и повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога, а также развитие негосударственного сектора дошкольного образования.

    Подробнее: Официальный сайт Общероссийского Профсоюза образования

 

Вопросы организации эффективного распределения средств стипендиальных фондов обсудили на Всероссийской школе-семинаре «Стипком-2016»

 

     С 21 по 24 октября 2016 г. в Москве прошла ежегодная Всероссийская школа-семинар «Стипком-2016». Ее основная цель – повышение уровня компетентности членов стипендиальных комиссий в применении российского законодательства в сфере стипендиального обеспечения высших учебных заведений, в первую очередь в отношении учебного процесса.

     В работе школы-семинара приняли участие более 300 студентов – членов стипендиальных комиссий из 64 регионов России. Все они прошли предварительный отбор, включая проверку теоретических знаний в области законодательства о стипендиальном обеспечении вузов.

     Программа «Стипкома» включала в себя как теоретические занятия по анализу результатов мониторингов стипендиального обеспечения, рассмотрению нормативно-правовых актов, регулирующих стипендиальное обеспечение вузов, работу стипендиальных комиссий, учебный процесс, так и практическую составляющую в части организации эффективного и целевого распределения средств стипендиальных фондов.

     Справочно

    Ежегодная школа-семинар проводится с 2013 года Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке Тульского государственного университета и Общероссийского профсоюза образования.

    Более подробную информацию можно узнать на официальном сайте http://stipkom.ru/

    Подробнее: Официальный сайт министерства образования и науки РФ

     Заседание Генсовета ФНПР

     26 октября в Москве под председательством Михаила Шмакова состоялось заседание Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России. Были обсуждены вопросы: «О задачах профсоюзов в текущих социально-экономических условиях», «О состоянии информационной работы в ФНПР, её членских организациях и задачах на предстоящий период в свете решений IX съезда ФНПР» и ряд других. В докладе Председателя ФНПР Михаила Шмакова и выступлениях членов Генсовета дана оценка антикризисной политике финансово-экономического блока Правительства РФ.

    Заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко выступил с докладом, посвященном  актуальным вопросам системы образования.

    Тезисы к выступлению заместителя Председателя Общероссийского Профсоюза образования М.В. Авдеенко на Генеральном Совете ФНПР:

    Уважаемый Михаил Викторович!

    Уважаемые участники заседания Генерального Совета!

    В своем сообщении хотелось бы остановиться на нескольких  вопросах, которые с позиции Общероссийского Профсоюза образования являются наиболее актуальными для пяти миллионов работников сферы образования.

  1. Оплата труда (итоги мониторинга)

Реализация Указа Президента РФ № 597

Негативные тенденции на конец 2015 – начало 2016 года:

а) сокращение заработной платы произошло по разным категориям работников в 18 субъектах РФ:

б) задержки выплаты заработной платы произошли в 12 субъектах РФ.

в) наблюдался резкий рост потребительских цен в 2015 году на 13% (Росстат).

    По итогам 1 полугодия 2016 года по отношению к 1 полугодию 2015 года, в целом по Российской Федерации отмечена положительная динамика средней заработной платы по всем категориям педагогических работников, вошедших в «майские» указы Президента, в диапазоне от 3,0% до 8,6% или от 907 до 4291 рубля.

    В частности, по педагогическим работникам общеобразовательных организаций – на 3,0% (1083 рубля), педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций – на 3,7% (1007 рублей), педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей – на 3,1% (907 рублей), преподавателям и мастерам производственного обучения организаций профессионального образования – на 4,3% (1373 рубля), преподавателям организаций высшего образования – на 8,6% (4291 рубль).

    Казалось бы, что по итогам 1 полугодия 2016 года прирост средней заработной платы по всем анализируемым категориям педагогических работников значительно превышает рост потребительских цен за аналогичный период.

    Однако если рассматривать данные за последние 12 месяцев, то только по преподавателям организаций высшего образования прирост средней заработной платы превышает рост потребительских цен за данный период. По остальным категориям педагогических работников прирост средней заработной платы практически в два раза ниже роста потребительских цен.

    Что касается педагогических работников дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, целевые значения показателей, установленные Программой на 2016 год, в целом по Российской Федерации не достигнуты, отклонение от целевого показателя превышает 5% (88,8% и 82,3% соответственно).

    Целевые показатели не достигнуты в большинстве субъектов РФ, в частности, в 77 субъектах РФ по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, из которых в 63 субъектах РФ отклонение от целевого значения показателя превышает 5%, и в 75 субъектах РФ по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей, из которых в 61 субъекте РФ отклонение от целевого значения показателя превышает 5%.

    Оценивая ситуацию с выполнением Указов Президента РФ от 2012 года в 2016 году, важно учитывать, что оценка их выполнения осуществляется в условиях изменения методики расчета средней заработной платы (среднего дохода от трудовой деятельности), приведшей к техническому (искусственному) занижению целевых показателей, используемых в качестве ориентиров при повышении заработной платы педагогических работников.

    Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что и в 2017 году не предполагается (уже третий год подряд) проведение индексации расходов на оплату труда работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и, следовательно, не предполагается индексация аналогичных расходов, финансируемых из бюджетов других уровней.

    Предполагаемое увеличение МРОТ с 1 июля 2017 года на 5,2 %, по нашему мнению, практически не скажется на увеличении заработной платы работников образования из числа инженерно-технического, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в связи с ростом потребительских цен на товары, услуги и приведет к дальнейшему понижению уровня покупательной способности их заработной платы, вызовет отток кадров, обеспечивающих сопровождение учебно-воспитательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, послужит реальным препятствием выполнению задачи повышения качества образования.

  1. Говорить о проблемах заработной платы в отрыве от анализа финансового состояния бюджетов субъектов РФ, особенно учитывая их долговую нагрузку, сегодня вряд ли возможно. Тем более финансирование системы образования в РФ производится в пропорции 20% на 80%, из которых 20% финансируется из федерального бюджета (Вузы), а 80% – из консолидированных бюджетов субъектов РФ.

    По результатам проведенного анализа состояния региональных бюджетов в 2016 году, осуществленного на основе официальных источников, можно сделать вывод о том, что положительный баланс консолидированного бюджета регионов в январе-июле 2016 года сформируется в основном за счет нескольких регионов, получающих столичную или природную ренты. К этим регионам относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, ХМАО, Тюменская область, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан.

    Одновременно, несмотря на ограничительную политику в области расходов, 41 регион (48 % от общего количества регионов) в январе-июле 2016 года не смог свести бюджет с профицитом, в прошлом году таких регионов было 39.

    Межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) на 2016 год по плану составляют только 62 % от трансфертов 2015 года.

    По данным об исполнении региональных бюджетов за восемь месяцев 2016 года, объем государственного долга субъектов РФ составил 2267 млрд. рублей, за тот же период 2015 года – 2212 млрд. рублей.

   Темп роста долговой нагрузки регионов за 8 месяцев 2016 года к соответствующему периоду 2015 года составил 131 %.

   Всего же объем государственного долга субъектов РФ за последние  шесть лет увеличился по всем региональным бюджетам в два раза, а без учета города Москвы и Московской области – в 3,2 раза.

   Расходы консолидированных региональных бюджетов на образование за первые 7 месяцев 2016 года сократились на 6 %, при этом в 8 субъектах РФ расходы на образование составляют более трети расходов бюджета – от 34 до 40 %.

   Учитывая сложившееся финансовое положение региональных бюджетов, непонятны положения, содержащиеся в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, предусматривающие поэтапное снижение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, начиная с 2017 года, (в частности: 2016 год – 1475,3 млрд .рублей, 2017 год – 1459,6 млрд. рублей, 2018 год – 1446,7 млрд. рублей и 2019 год – 1405,4 млрд. рублей.)

   Складывается впечатление, что финансовые власти готовят необычный социальный эксперимент – сокращение федеральных расходов на образование, чтобы выяснить, как справятся с ним регионы.

   Уже сегодня можно ответить, что далеко не все регионы справятся с этой задачей.

   Профсоюз и наши региональные организации вынуждены перманентно реагировать на возникающие проблемы с выплатой заработной платы на муниципальном и, что очень нас беспокоит, на уровне самих образовательных учреждений.

   Какие это проблемы – блокировка счетов образовательных учреждений из-за долгов самих образовательных учреждений и невозможность платить заработную плату работникам этих учреждений (Забайкальский край, Республика Марий Эл, Республика Калмыкия).

   По данным профсоюзного мониторинга, в ряде субъектов Российской Федерации и сегодня имеются трудности с обеспечением своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работникам общеобразовательных организаций, организаций дошкольного и дополнительного образования детей.

   В связи с вышеизложенным, представляется необходимым в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в Государственной Думе предусмотреть дополнительные меры по поддержке бюджетов субъектов Российской Федерации в целях безусловного выполнения Указов Президента РФ от 2012 года с учетом проведения реального тщательного анализа финансового положения субъектов Российской Федерации (прогнозных оценок их собственных доходов, объема государственного долга, в том числе кредитным организациям и др.).

   Со своей стороны Профсоюз обратился к Председателю Правительства РФ Д.М. Медведеву по возникшей проблеме, а также обсудил сложившуюся ситуацию на рабочей группе РТК. Мы будем и дальше держать ситуацию с выплатами заработных плат под пристальным контролем.

   Но уже сегодня становится понятным, что в дальнейшем, вероятно, нужно будет вносить коррективы и в трансфертную политику федерального центра, а также в правовой механизм, регулирующий доведение финансовых средств до государственных и муниципальных учреждений с бюджетных счетов.

   III. За последние десять лет в образовании активно проводятся преобразования, связанные с правовыми, организационно-управленческими, финансовыми и кадровыми условиями деятельности образовательных учреждений.

   Однако в условиях децентрализации управления отраслью, в том числе в вопросах оплаты труда, такие шаги как отмена ЕТС, внедрение модельных методик, эффективного контракта, с нашей точки зрения, пока не привели к существенным позитивным результатам.

   Этот вывод подтвердила и проведенная Профсоюзом в марте 2016 года общепрофсоюзная тематическая проверка «Соблюдение трудового законодательства при заключении и изменении трудовых договоров с работниками образовательных организаций», в ходе которой во всех субъектах Российской Федерации была проверено 11881 образовательных организаций, 173203 трудовых договора, выявлено 98491 нарушений трудового законодательства, из них 53081 устранены непосредственно в ходе проверки.

   Количество работников, с которыми не заключены (не оформлены) трудовые договоры в письменной форме, включая совместителей, составляет 2252 чел.!

   Изучение на основе трудовых договоров практики применения новых условий оплаты труда показало, что в большинстве случаев показатели и критерии эффективности деятельности работников недостаточно проработаны, а их применение часто носит формальный характер, поскольку из содержания подавляющего большинства трудовых договоров невозможно выявить не только конкретное соотношение постоянной и переменной частей заработной платы, но и в целом определить конкретный размер заработной платы работника.

   В результате сохраняется неудовлетворенность общества доступностью и качеством образования, с одной стороны, и негативное отношение работников образования к результатам проводимых реформ – с другой (не прозрачность механизма формирования заработной платы, рост учебной и бюрократической нагрузки, а также числа обучающихся на одного педагогического работника и др.)

   На наш взгляд, возникает необходимость разработки на федеральном уровне механизмов централизованного управления и координации деятельности по вопросам повышения уровня социально-экономической защищенности работников образования, включая регулирования вопросов оплаты труда.

Эти проблемы обсуждались в августе текущего года на Всероссийском педагогическом совещании с участием Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. По результатам этого обсуждения, было дано поручение к августу 2017 года разработать предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и провести широкое общественное обсуждение с участием профсоюзов.

  1. Сегодня много говорится о необходимости повышения профессионального статуса педагогических работников, принимаются профессиональные стандарты. В сфере образования принято четыре профессиональных стандарта.

    Но для Профсоюза особую важность и значимость, несомненно, представляет вопрос профессионального стандарта «Педагог» (затронет около 2 млн. педагогических работников). Мы  неоднократно отмечали, что процесс подготовки и апробации указанного профстандарта выявил ряд серьезных издержек в его структуре и содержании, а поспешное его внедрение может привести к неоправданным социальным рискам.

   Актуальная задача, стоящая сейчас на повестке дня, – это сопряжения профстандарта «Педагог» с обновляемыми требованиями ФГОСов общего и высшего образования, а также с построением национальной системы учительского роста, а уже потом – обязательное применение этого документа во всех образовательных организациях, но не ранее 1 сентября 2019 года.

    Подробнее: Официальный сайт Общероссийского Профсоюза образования

 

Видеоконференция по вопросам подготовки к ГИА в 2017 году по русскому языку прошла в министерстве

    В конференц-зале краевого министерства образования, науки и молодёжной политики 27 октября состоялась видеоконференция по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации в 2017 году. Она была посвящена сдаче экзамена по русскому языку.

    Был проведен анализ результатов ГИА-9 и ГИА-11 в 2016 году, рассмотрены актуальные аспекты совершенствования практики преподавания русского языка и методические аспекты подготовки выпускников к экзамену. Сотрудниками краевого Института развития образования были даны общие рекомендации для подготовки к ОГЭ и

    ЕГЭ по русскому языку.

    Также шла речь об информационной открытости образовательной организации. Подробнее по теме можно прочитать здесь.

   В видеоконференции приняли участие более 200 человек: начальники управления образованием муниципальных образований, руководители территориальных методических служб, специалисты, ответственные за подготовку и проведение государственной итоговой аттестации в 2017 году.

   Напомним, что в крае стартовал проект «Сдать ЕГЭ про100», который  направлен на повышение качества образования на Кубани. В ходе его реализации  будет оказываться адресная помощь конкретной школе, учителю и ученику.

   Подробнее: Официальный сайт министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

 

Воспитатели страны будут бороться за «хрустальную жемчужину»


     В Санкт-Петербурге с 9 по 14 ноября пройдут финальные мероприятия VII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». Учредители конкурса – Общероссийский Профсоюз образования и Министерство образования и науки Российской Федерации. Главный приз конкурса «Хрустальная жемчужина». Краснодарский край в финале Конкурса представляет воспитатель детского сада №24 г.Краснодара Игорь Кондратенко.

    «Воспитатель года России» в 2016 году это:

    – 64 конкурсанта – работники дошкольных образовательных организаций из 64 регионов Российской Федерации (63 представительницы прекрасного (но не слабого) пола и один – сильного);

    – 200 гостей – педагогов дошкольных образовательных организаций, представителей региональных министерств и управлений образованием, институтов повышения квалификации работников образования,

    – педагогической общественности и общественных организаций всех федеральных округов страны;

    – новые правила проведения заочного и очных туров конкурса;
Профессиональный разговор лауреатов, которое проведёт «Большой папа» – боксер, шоумен, депутат Госдумы РФ Николай Валуев;
10 публичных лекций на актуальные темы дошкольного образования и не только;

    – возможность стать соучастником конкурса и выбрать своего лидера из 10-ки лауреатов.

Программа, порядок проведения и дополнительная информация VII Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» размещены на сайте Конкурса: http://www.vospitatel-goda.ru/

     Подробнее: Официальный сайт краевой организации Профсоюза

 

Заседание Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея

 

    В Краснодарском университете МВД 25 октября состоялся Совет ректоров Краснодарского края и Республики Адыгеи, участие в котором принял председатель Краснодарской краевой территориальной организации Профсоюза работников образования и науки РФ Сергей Даниленко.

    В повестку дня вошли вопросы: о формировании профессионально значимых личностных качеств в процессе подготовки специалистов; о результативности функционирования малых инновационных предприятий при вузах и мерах по повышению эффективности деятельности по внедрению инновационных продуктов и технологий в производство, о заключении соглашения о сотрудничестве между Советом ректоров вузов и Краснодарским региональным отделением Молодежной общероссийской общественной организации “Российские студенческие отряды”. Также члены Президиума Совета ректоров подвели итоги приёмной кампании 2016 года в вузах Краснодарского края и Республики Адыгея, обсудили участие в XIX Всемирном фестивале молодежи.

    В заключение встречи члены Совета ректоров внесли свои предложения в проект плана работы Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея на 2017 год.

    Подробнее: Официальный сайт краевой организации Профсоюза

 

Подбор материалов подготовлен комитетом Краснодарской краевой  территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ